Опрос жителей
Поквартирный опрос жителей определенного населенного пункта прекрасно подходит для решения множества задач, имеющих отношение к социологии, маркетингу, политологии.
Территорию города/поселка в данном случае разбивают на зоны, примерно равные по площади. Каждой зоне присваивается стартовая точка, с которой интервьюер начинает свое движение. Он идет по четко запланированному маршруту, соблюдая правила исследования.
Опрос жителей может быть:
- стандартизированным – строгим, дающим понимание интересующей проблемы в целом,
- нестандартизированным – с менее жесткими рамками, позволяющим менять поведение интервьюера в зависимости от "отзыва" респондента.
При составлении вопросов нужно соблюдать их логичность, краткость, конкретность. Не рекомендуется использовать специфичные, понятные лишь профессионалам термины. В вопросах не должно быть ни намека на подсказку. Формулировку следует настроить так, чтобы исключить получение стандартного или неопределенного ответа. Недопустимы вопросы, провоцирующие заведомо известный отклик.
К достоинствам опроса жителей относят длительность интервью (до 40 минут), возможность показа визуальных материалов, простоту контроля за работой исследователей. При этом к квалификации интервьюеров предъявляются весьма серьезные требования, а стоимость самого исследования довольно высока. Также следует быть готовыми к недоверчивости респондентов.