Анкетирование: как правильно сформулировать вопросы?
Составляя вопросы для анкеты, необходимо выполнить два основных условия: отвечающий должен понять вопросы без дополнительных объяснений, а наводящие на конкретный ответ вопросы следует исключить или заменить.
Чтобы анкетирование прошло успешно и показало истинные результаты, желательно учитывать несколько важных принципов:
- 1. Точно сформулировать суть вопроса. Респондент должен четко видеть вопросительные слова ("кто", "что", "зачем", "как", "когда", "где"), чтобы не ошибиться с ответом.
- 2. Выбрать один из наиболее подходящих типов вопроса: субъективный, на понятном для человека языке, или объективный, с помощью общепринятых терминов.
- 3. Использовать доступные для восприятия слова, имеющие одно-единственное толкование.
- 4. Не предоставлять неоднозначных вариантов ответов. К примеру, частая покупка моющего средства для одной хозяйки может означать 5-6 флаконов в год, для другой — 2-3. Согласитесь, разница есть.
- 5. Звучание вопроса должно быть нейтральным, не включающим названия торгового бренда или фирмы.
- 6. Откажитесь от вопросов, на которые можно дать два или более "правильных" ответа.
Избежать недочетов поможет пробное анкетирование, которое покажет, насколько хорошо индивиды воспринимают ваши вопросы.